Проверки ГИТ в 2025 году: категории риска

С 1 января 2025 года Роструд будет по-новому рассчитывать категории риска для целей проверок.

Приветствуем подписчиков PRO.

Из статьи вы узнаете:

  1. Как Роструд рассчитывает категории риска для целей проверок и какую роль в этом играет ПВ – показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям?
  2. Как изменится ПВ с 1 января 2025 года и как видит Минтруд цели отечественной охраны труда на 2025 год, а также как они изменились в связи с переходом на рискориентированный подход?
  3. При каких условиях можно снизить категорию риска, чтобы избежать плановых проверок ГИТ?

Как считает категории риска Роструд и что такое ПВ?

Категории риска

Объекты контроля относятся к следующим категориям риска в зависимости от показателя тяжести (потенциального риска) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:

  • высокий риск – 1 и более;
  • значительный риск – от 0,99 до 0,75;
  • средний риск – от 0,74 до 0,5;
  • умеренный риск – от 0,49 до 0,25;
  • низкий риск – 0,24.

Высокая категория риска организации является максимальной, с периодичностью проведения плановых проверок — 1 раз в 2 года. Для всех остальных категорий плановые проверки исключены.

Расчёт показателя потенциального риска

Значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) определяется по формуле:

Р = Т + Ку,

где:

Т — показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями обязательных требований;

Ку — коэффициент устойчивости добросовестного поведения работодателей, связанного с исполнением обязательных требований.

Показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями обязательных требований (Т) при осуществлении определённого вида деятельности определяется по формуле:

Т = ПВ x М,

где:

ПВ — показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований;

М — показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда.

Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) при осуществлении определённого вида деятельности определяется по формуле:

ПВ = 4 x С + 2 x Т1 + 0,5 x Л,

где:

С — количественная оценка по показателю, касающемуся численности работников, погибших в результате несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли;

Т1 — количественная оценка по показателю, касающемуся численности работников, пострадавших в результате тяжёлых несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли;

Л — количественная оценка по показателю, касающемуся численности работников, пострадавших в результате лёгких несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли.

Значения показателя (М):

Значение показателя масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (М) в зависимости от среднесписочной численности работников, занятых у работодателя, составляет:

0,5 – при среднесписочной численности работников менее 200 человек;

0,7 – при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;

1 – при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;

1,5 – при среднесписочной численности работников свыше 1000 человек.

Коэффициент устойчивости их добросовестного поведения, связанного с исполнением обязательных требований (Ку), определяется индивидуально для каждого работодателя.

Значение коэффициента устойчивости поведения работодателя, связанного с исполнением обязательных требований (Ку), рассчитывается на основе переменных показателей деятельности хозяйствующих субъектов исходя из показателей, учитывающих соблюдение законодательства в сфере труда, по формуле:

Ку = Кт + Кз + Кадм,

где:

Кт – индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии случаев травматизма;

Кз – индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта задолженности по заработной плате за предшествующий год, равный 0,3. При отсутствии задолженности по заработной плате за предшествующий год Кз равен 0;

Кадм – индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за 3 года, предшествующих текущему году, равный 0,1.

Индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии случаев травматизма (Кт) рассчитывается по формуле:

Кт = Ктт + Ктл,

где:

Ктт – показатель наличия тяжёлых несчастных случаев, признанных случаями, связанными с производством, за год, предшествующий текущему году, равный 0,4 за каждый тяжёлый несчастный случай, признанный связанным с производством;

Ктл – показатель наличия лёгких несчастных случаев, признанных случаями, связанными с производством, за год, предшествующий текущему году, равный 0,1, за каждый лёгкий несчастный случай, признанный случаем, связанным с производством.

Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:

  • данных ведомственной отчётности о результатах контрольно-надзорной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему году;
  • сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему году;
  • сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.

При отсутствии указанных сведений в статистической и ведомственной отчётности индивидуальные коэффициенты показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда равны нулю.

При наличии смертельного НС, признанного случаем, связанным с производством (за исключением несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц), за 3 года, предшествующих текущему году, присваивается высокая категория риска.

При отсутствии случаев смертельного травматизма (за 3 года, предшествующих текущему году), тяжелого травматизма (за год, предшествующий текущему году), факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий текущему году) и вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 и частями 1 — 4 статьи 5.27.1 КоАП, вынесенного за год, предшествующий текущему году, категория риска, присвоенная деятельности работодателя, подлежит снижению до следующей категории риска.

Решение о снижении категории риска принимается при отсутствии всех указанных случаев и не чаще, чем один раз в год.

Роструд присваивает категории риска до 1 июля текущего года на следующий год. Это означает, что в июле 2024 года работодателям присвоены категории, в соответствии с которыми определяется периодичность проверок в 2025 году! 

С 2024 года некоторым организациям плановые проверки заменили на обязательные профвизиты, от которых нельзя отказаться.

Каковы цели охраны труда на 2024 и 2025 год и как изменится ПВ?

ГИТ руководствуется при проверках Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 (далее – Положение о проверках ГИТ).

Оно применяется с 23.07.2021 и будет действовать до конца 2025 года.

В Положение несколько раз вносили поправки. Последние внесены постановлением Правительства РФ от 16.11.2023 № 1934, которое двумя этапами вступило в силу.

С 1 января 2024 года действуют целевые показатели госконтроля на 2024 и 2025 год.

Положение о проверках ГИТ 1 марта 2022 года было дополнено Ключевыми показатели государственного контроля (надзора) и их целевыми значениями (раздел VII) (постановление Правительства России от 27 января 2022 г. № 53). С 1 января 2024 года вступили в силу показатели на 2024 и 2025 год.

Количество человек, погибших при несчастных случаях на производстве

ГодКоличество человек, погибших при несчастных случаях на производстве, на 100 тыс. занятых за отчётный период, не более:
20221,46
20231,45
20241,59 (1,45 было в проекте)
20251,58 (1,45 было в проекте)

Таким образом, Минтруд не рассчитывает на снижение количества смертельных НС и прямым текстом пишет, что в 2024 и 2025 годах их будет больше. Напомним, чтобы снизить травматизм, Минтруд перевёл нас всех на рискориентированный подход и изменил Х раздел ТК РФ, декларируя переход на профилактическую модель. И вот вам целевые показатели! В лучшем случае планировалась стагнация, но на этапе обсуждения показатель их слегка поправили, чтобы была хоть какая-то положительная динамика.

А для нас 40 Правил по охране труда поменяли, чего мы тратим время на оценку рисков, для чего нам увеличили трудозатраты на организацию обучения в 4 раза, для чего мы пыхтим, переходя на ЕТН, если Минтруд признаёт, что это вряд ли даст ощутимый эффект? Где логика, непонятно.

У нас есть предположение, что такая ситуация на самом деле связана с повышением пенсионного возраста, профанацией медосмотров и привлечением к работе работников с низкой квалификацией, а также с переработками.

По тяжёлым НС ситуация, увы, примерно такая же, как по смертельным.

Количество человек, пострадавших на производстве с тяжёлыми последствиями

ГодКоличество человек, пострадавших на производстве с тяжёлыми последствиями, на 100 тыс. занятых за отчётный период, не более:
20225,7
20235,6
20245,6
20255,55 (5,6 было в проекте)
И один в один динамика по материальному ущербу от долгов по зарплате.

Материальный ущерб в виде просроченной задолженности по заработной плате

ГодУщерб в виде просроченной задолженности по заработной плате к суммарной номинальной заработной плате в Российской Федерации за отчётный период, тыс. рублей:
20220,048
20230,047
20240,046 (0,047 было в проекте)
20250,045 (0,047 было в проекте)
Вывод. Минтруд не ставил перед собой цель снижения травматизма и ущерба от невыплаты зарплаты на 2024 и 2025 год, иначе отразил бы это намерение в значениях ещё на этапе подготовки проекта изменений.

Вспомните об этом, когда будете определять цели собственной деятельности в охране труда. Вы видите стремление к нулевому травматизму у Минтруда? Мы – нет.

С 1 января 2025 года изменятся показатели потенциального вреда

Минтруд изменит значение показателя потенциального вреда (далее — ПВ) для расчёта категорий риска для всех видов экономической деятельности, а по некоторым — детализирует его.

Продолжить читать статью с PRO+

Данный материал доступен только для владельцев аккаунта Блог—Инженера PRO+

Оцените этот материал
5 / 14
Добавить в избранное

Комментарии закрыты.

  1. Лариса PRO+

    А где узнать:
    С — количественная оценка по показателю, касающемуся численности работников, погибших в результате несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли;

    Т1 — количественная оценка по показателю, касающемуся численности работников, пострадавших в результате тяжёлых несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли;

    Л — количественная оценка по показателю, касающемуся численности работников, пострадавших в результате лёгких несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли.

  2. Владимир PRO+

    Разве мораторий не отменили с 2025 года?

    • Татьяна Гор. PRO+

      Здравствуйте, мораторий продлили,пояснения по ссылке https://bif.one/LQdwfN4

документы СУОТ скачать