- Контроль и надзор
- Ростехнадзору дали право составлять административные протоколы за нарушение требований к ПРГР
- Ввели оборотные штрафы для угольщиков за гибель людей
- Лицензирование
- Упростили порядок получения лицензии на обращение взрывчатых материалов
- Экспертиза промышленной безопасности
- Актуализировали правила проведения ЭПБ
- Система управления промышленной безопасностью
- Обновили профстандарт для специалистов в сфере промышленной безопасности
- Металлургия
- Актуализировали Правила безопасности процессов получения или применения металлов
- Энергетика
- Ввели новые Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок
- Горные работы
- Уточнили Правила безопасности для обогатительных фабрик
- Определены правила разработки месторождений твёрдых полезных ископаемых
- Нефть и газ
- Обновили правила ограничения подачи и отбора газа
- Обновили правила пользования газом при эксплуатации газоиспользующего оборудования
- Подъёмные сооружения
- Обновили порядок уведомления о начале осуществления деятельности по монтажу и эксплуатации лифтов
- Ввели стандарт о требованиях безопасной эксплуатации подвесных пассажирских канатных дорог
Контроль и надзор
Ростехнадзору дали право составлять административные протоколы за нарушение требований к ПРГР
Приказ Ростехнадзора от 16.02.2024 № 56 «О внесении изменений в перечень должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и её территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждённый приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 октября 2017 г. № 454»
Согласно изменениям, должностным лицам Ростехнадзора предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере федерального государственного горного надзора, в том числе по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ — применительно к нарушениям требований, содержащихся в планах и схемах развития горных работ.
Таким образом, нормы приказа Ростехнадзора от 27.10.2017 № 454 приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 25.12.2023 № 638-ФЗ.
Ввели оборотные штрафы для угольщиков за гибель людей
Федеральный закон от 25.12.2023 № 638-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Согласно Закону № 638-ФЗ нарушение обязательных требований промышленной безопасности к предотвращению внезапных выбросов угля (породы и газа) либо обязательных требований к проведению дегазации, разгазированию и проветриванию горных выработок, осуществлению аэрогазового контроля, проходке и креплению горных выработок, а также требований к противоаварийной защите в горных выработках при добыче угля (горючих сланцев) шахтным способом повлечёт наложение административного штрафа на:
- должностных лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 2 до 3 лет;
- юридических лиц – от 1 до 5 миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если вышеуказанные нарушения приведут к возникновению аварии на ОПО, повлекшей за собой:
- смерть человека или причинение тяжкого вреда здоровью двух и более лиц, то субъектов, которые контролируют организации, эксплуатирующие угольные шахты, оштрафуют на сумму от 5 до 10 миллионов рублей;
- смерть двух и более лиц, то штраф для контролирующих лиц будет назначаться в пределах от 1/100 до 1/10 совокупного размера суммы выручки организации от реализации угля (горючих сланцев), добытого на угольной шахте, на которой произошла авария, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором оно было выявлено, если правонарушитель не осуществлял добычу угля (горючих сланцев) на угольной шахте в предшествующем календарном году, но не менее 15 миллионов рублей.
Одновременно закреплено, что в качестве контролирующего лица организации, эксплуатирующей угольные шахты, следует рассматривать юридическое лицо, имеющее право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% голосов в высшем органе управления эксплуатирующей организации либо право назначать или избирать единоличный исполнительный орган или более 50% состава коллегиального органа управления эксплуатирующей организации.
Лицензирование
Упростили порядок получения лицензии на обращение взрывчатых материалов
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2025 № 297 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1435»
Согласно новым правилам, заявление на получение лицензии, а также все необходимые реквизиты и сведения должны представляться в лицензирующий орган исключительно через личный кабинет на ЕПГУ.
1. Вместе с заявлениями о предоставлении лицензии или внесении изменений в реестр лицензий потребуется предоставлять только сведения о реквизитах документов, наличие которых является обязательным, — без необходимости направления их копий.
Сократили состав сведений, представляемых вместе с заявлениями. Для получения лицензии в заявлении нужно будет указать:
- реквизиты документов, подтверждающих наличие в собственности или на ином законном основании помещений, зданий, сооружений и иных объектов, не являющихся объектами жилфонда, права на которые зарегистрированы в ЕГРН;
- сведения о работнике, уполномоченном на принятие решений по организации выполнения заявленных работ и ответственном за их выполнение;
- реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств требованиям техрегламентов, или реквизиты регистрации положительных заключений ЭПБ технических устройств;
2. заявления о предоставлении лицензии или внесении изменений в реестр лицензий должны предоставляться в Ростехнадзор с помощью портала госуслуг;
3. решения о предоставлении лицензии, внесении изменений в реестр лицензий или прекращении действия лицензии должны приниматься Ростехнадзором в срок, не превышающий:
- 13 рабочих дней со дня приёма заявления — при намерении осуществлять исключительно применение взрывчатых материалов промышленного назначения (ВМ);
- 18 рабочих дней со дня приёма заявления — если речь идёт о производстве или хранении ВМ;
- 3 рабочих дней — при рассмотрении заявления о прекращении действия лицензии.
О проведении выездной оценки соискатель лицензии и лицензиат должны уведомляться Ростехнадзором не менее чем за 1 рабочий день до её проведения.
Экспертиза промышленной безопасности
Актуализировали правила проведения ЭПБ
Приказ Ростехнадзора от 29.01.2025 № 29 «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2020 г. № 420»
Согласно изменениям:
1. организациям, имеющим лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ), запрещено проведение ЭПБ в отношении ряда объектов, разработчиками которых они являлись. В их числе:
- документация на консервацию или ликвидацию опасного производственного объекта (ОПО);
- документация на техническое перевооружение ОПО, если таковая не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
- декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (если таковая не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию или ликвидацию ОПО, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
- обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в него;
2. эксперт или группа экспертов, участвующие в проведении ЭПБ, должны быть определены в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного в электронной форме;
3. техническое диагностирование технических устройств должно проводиться в том числе при обнаружении экспертами дефектов, способных повлиять на прочность конструкции, или дефектов неизвестного происхождения;
4. при проведении ЭПБ технических устройств вместо выполнения расчётных и аналитических процедур оценки и прогнозирования их технического состояния предусмотрен осмотр технических устройств;
5. процедура проведения ЭПБ зданий и сооружений предполагает осуществление осмотра зданий и сооружений;
6. обследование зданий и сооружений среди прочего должно включать определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений требованиям документов по стандартизации;
7. в заключении ЭПБ могут указываться как сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объёма материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации, так и информация об отсутствии или непредставлении технической документации на технические устройства либо проектной документации на здания или сооружения (с указанием причин, в том числе в случае утраты или порчи такой документации);
8. заключение ЭПБ должно направляться заказчиком ЭПБ в Ростехнадзор в срок не позднее 90 календарных дней со дня его подписания руководителем организации, проводившей ЭПБ.
Система управления промышленной безопасностью
Федеральный закон от 25.12.2023 № 637-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вступит в силу норма, согласно которой к компетенции совета директоров отнесли определение принципов и подходов к организации СУПБ.
Организации, эксплуатирующие ОПО I класса опасности, будут обязаны проводить аудит СУПБ, принимать меры по устранению выявленных по его результатам нарушений требований промышленной безопасности и осуществлять корректировку мер по снижению риска аварий.
Обновили профстандарт для специалистов в сфере промышленной безопасности
Приказ Минтруда России от 14.04.2025 № 226н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере промышленной безопасности»
Он заменит ранее действовавший профессиональный стандарт, утверждённый приказом Минтруда России от 16.12.2020 № 911н.
Также профессиональный стандарт вводит две новые обобщённые трудовые функции:
- экспертиза документации ОПО;
- проведение аудита СУПБ.
Трудовые функции эксперта по документации ОПО включают экспертизу документов на консервацию, ликвидацию и техническое перевооружение ОПО, а также деклараций промышленной безопасности и обоснований безопасности ОПО.
Трудовые функции специалиста по аудиту системы управления промышленной безопасностью включают: планирование аудита СУПБ, проведение аудиторской проверки в составе группы на площадках заказчика, разработку итоговых отчетных документов по результатам проведения аудита СУПБ.
Металлургия
Актуализировали Правила безопасности процессов получения или применения металлов
Приказ Ростехнадзора от 14.01.2025 № 5 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 декабря 2020 г. № 512»
Установлены обязанности организаций металлургической промышленности, эксплуатирующих объекты газового хозяйства, имеющих газоопасные места и выполняющих газоопасные работы. Также уточнены общие и специальные требования безопасности в данной сфере.
Энергетика
Ввели новые Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок
Приказ Минэнерго России от 14.05.2025 № 511 «Об утверждении Правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок»
В Правилах определили перечень объектов, на которые распространяются данные правила. Установили требования к организации безопасной эксплуатации таких объектов. Урегулировали вопросы подготовки персонала к выполнению необходимых работ. Определили особенности приёмки и ввода в эксплуатацию, а также эксплуатации объектов и установок.
Утратит силу приказ Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок».
Горные работы
Уточнили Правила безопасности для обогатительных фабрик
Приказ Ростехнадзора от 16.06.2025 № 198 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей», утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 октября 2020 г. № 428»
Терминология, используемая Правилами, приведена в соответствие с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и ТР ЕАЭС 043/2017 «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения».
Определены правила разработки месторождений твёрдых полезных ископаемых
Приказ Минприроды России от 15.04.2025 № 209/03, Приказ Роснедра от 15.04.2025 № 209/03 «Об утверждении Правил разработки месторождений твёрдых полезных ископаемых»
Требования Правил распространяются на участки недр, в границах которых осуществляется разработка месторождений твёрдых полезных ископаемых (далее – ТПИ) в соответствии с:
- проектом опытно-промышленной разработки месторождения (ПОПР);
- техническим проектом разработки месторождения (ТПР);
- технологической схемой первичной переработки минерального сырья (ТСПП);
- изменениями к ПОПР, ТПР и ТСПП, согласованными комиссией, создаваемой Роснедрами либо уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.
В качестве ТПИ могут рассматриваться природные минеральные образования, а также органические вещества и их смеси, находящиеся в твёрдом состоянии в недрах или на земной поверхности. ТПИ могут подразделяться на рудные и нерудные. Рудными ТПИ признаются самородные металлы, руды чёрных, цветных, редких, радиоактивных металлов и редкоземельных элементов; остальные ТПИ следует считать нерудными.
Правилами конкретизированы:
- порядок промышленной и опытно-промышленной разработки месторождений ТПИ;
- требования к первичной переработке минерального сырья;
- вопросы, касающиеся учёта добычи и ведения отчётности при разработке месторождений ТПИ.
Правила предназначены для использования:
- Роснедрами и его территориальными органами;
- органами государственной власти субъектов РФ в сфере недропользования;
- пользователями недр, а также иными органами и организациями;
Технические проекты разработки месторождений ТПИ, согласованные и утверждённые пользователем недр до 1 сентября 2025 года, продолжают действовать до окончания их срока, при этом приведение их в соответствие с требованиями Правил не требуется.
Нефть и газ
Обновили правила ограничения подачи и отбора газа
Постановление Правительства РФ от 30.05.2025 № 804 «Об утверждении Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа».
Правительство утвердило новые правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа. Основания для ограничения при этом не изменились. Документ принят в рамках «регуляторной гильотины» и будет действовать до 1 сентября 2031 г.
Медучреждения и государственные учреждения ветеринарии отнесены к категориям потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. № 1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утратит силу.
Обновили правила пользования газом при эксплуатации газоиспользующего оборудования
Постановление Правительства РФ от 30.05.2025 № 798 «Об утверждении Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации и эксплуатации газоиспользующего оборудования».
Правила обязательны для организаций, являющихся потребителями газа или осуществляющих следующую деятельность:
- добыча, производство, переработка, транспортировка, хранение, распределение и поставка газа (за исключением организаций, осуществляющих управление жилым фондом, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья);
- проектирование систем газоснабжения предприятий, котельных и оборудования, использующих газ в качестве топлива или сырья;
- конструирование, изготовление, сертификация, наладка и эксплуатация газоиспользующего и теплоутилизирующего оборудования, средств контроля и автоматического регулирования процессов сжигания и учёта расхода газа и учёта продукции, вырабатываемой с использованием газа, в том числе тепловой и электрической энергии.
При этом положения Правил не распространяются на потребителей:
1. при применении ими газоиспользующего оборудования с расходом газа менее 1 куб.м в час;
2. использующих газ для:
- бытовых нужд в жилых и общественных зданиях (приготовление пищи, горячее водоснабжение и поквартирное отопление);
- автономного отопления жилых и общественных зданий при суммарной расчётной тепловой мощности газоиспользующего оборудования менее 100 кВт.
В качестве газоиспользующего оборудования Правилами рассматриваются:
- котлы, производственные печи, технологические линии, утилизаторы и другие установки, использующие газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для централизованного отопления, горячего водоснабжения, в технологических процессах различных производств;
- другие приборы, аппараты, агрегаты, технологическое оборудование и установки, использующие газ в качестве сырья.
Как предусмотрено Правилами, проекты газоснабжения газоиспользующего оборудования должны разрабатываться при подготовке проектной документации лицами, выполняющими такие работы, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и содержать предусмотренные сведения.
По окончании строительно-монтажных работ на построенном, реконструированном или модернизируемом газоиспользующем оборудовании и оборудовании, переводимом на газ с других видов топлива, необходимо проводить обязательные пусконаладочные и режимно-наладочные работы.
Подъёмные сооружения
Обновили порядок уведомления о начале осуществления деятельности по монтажу и эксплуатации лифтов
Постановление Правительства РФ от 27.05.2025 № 725 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра уведомлений, представления и учёта уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».
Установлены правила формирования и ведения единого реестра, представления и учёта уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Уведомления направляются через ЕПГУ. Реестр уведомлений входит в состав единого реестра видов контроля. Указано содержание реестра уведомлений.
Ввели стандарт о требованиях безопасной эксплуатации подвесных пассажирских канатных дорог
ГОСТ Р 71888-2025 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Эксплуатация. Требования безопасности».
Стандарт устанавливает требования безопасности к процессам эксплуатации подвесных пассажирских канатных дорог (далее – ППКД), отнесённых к потенциально опасным объектам, а также порядок и методы оценки их работоспособности.
Стандарт может быть использован при разработке руководств по эксплуатации, а также при составлении программ профессионального обучения работников, осуществляющих эксплуатацию ППКД и учебных программ подготовки специалистов в области эксплуатации, разработке должностных инструкций специалистов, производственных инструкций рабочих основных профессий, допущенных в установленном порядке к управлению, а также обслуживающего персонала.
Продолжение следует…