Приветствую, друзья! Приглашаю к обсуждению актуальной темы про предрейсовый медицинский осмотр водителю погрузчика (электропогрузчика, электроштабелёра и т.п.). В данный момент нет однозначного ответа на вопрос о том, надо ли проводить предрейсовый медицинский осмотр данной категории работников, но исходные данные всё же имеются. Давайте разбираться…
Всем интересующимся уже известно, что сложность вопроса заключается в новых Правилах по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утверждённых приказом № 553н, а именно из-за отсутствие в них указаний на прохождение водителями автопогрузчиков и электропогрузчиков, автокаров и электрокаров предрейсовых медицинских осмотров.
До вступления новых Правил все руководствовались нормативно-техническим документом ПОТ РМ-008-99, они же Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колёсный транспорт), утверждённые постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 г. № 18, в которых установлен порядок касательно предрейсовых медицинских осмотров.
Несмотря на рекомендательный характер ПОТ РМ-008-99, тем не менее ими руководствовались, в том числе в части организации прохождения предрейсовых медицинских осмотров водителями напольного транспорта. О том, что данный документ всё-таки рекомендательного характера, есть как минимум письмо Минтруда от 8 апреля 2016 года № 15-2/ООГ-1372 «О межотраслевых правилах по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)», с кратким содержанием:
По вопросу, связанному с Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утверждёнными постановлением Минтруда России от 7 июля 1999 года № 18, не зарегистрированными Минюстом России, поясняем, что указанные правила были разработаны на основе действовавших на тот период времени в Российской Федерации законодательных и иных нормативных правовых актов. Также необходимо отметить, что на момент издания данные правила по охране труда действовали на всей территории Российской Федерации и распространялись на организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
В связи с изменением порядка подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации вышеуказанные правила по охране труда требуют их пересмотра и актуализации, в связи с чем в настоящее время они носят рекомендательный характер.
Одновременно информируем о том, что Минтрудом России проводится работа по разработке и актуализации правил по охране труда, в том числе будут пересмотрены вышеуказанные Межотраслевые правила.
Минтруд сказал, Минтруд сделал — мы получили нормативный правовой акт обязательный к применению — Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утверждённые приказом Минтруда России от 27.08.2018 г. № 553н. Единственное, чего не сделал Минтруд, так это не отменил ПОТ РМ-008-99 и Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия), утверждённые постановлением Минтруда РФ от 17.06.2003 г. № 36. По причинам известным только Минтруду, оба документа действуют и по ныне, причём последний входит в проверочный лист № 60 (охрана труда при работах по эксплуатации технологического транспорта).
Каких-либо вопросов по предрейсовым осмотрам водителей погрузчиков в проверочных листах нет, даже в проверочном листе № 72 (охрана труда при работах по эксплуатации внутризаводского транспорта), в котором отсылка идёт на недействующие Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённые постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05.2003 г. № 28. В новых Правилах по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Минтруда России от 06.02.2018 г. № 59н, также нет никаких указаний по предрейсовым для водителей напольного колёсного промышленного транспорта.
В сложившейся ситуации ПОТ РМ-008-99 можно применять в части, не противоречащей как минимум требованиям новых Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта. Учитывая, что в последних нет ничего по предрейсовым медосмотрам, ПОТ РМ-008-99 как бы актуальны в этой части. Ключевые слова «можно» и «как бы актуальны».
В итоге на весах у нас действующий НПА и добровольный НТД — выбор за вами 😉
Нисколько не удивлюсь, если какой-нибудь инспектор ГИТ, например Питерской ГИТ, которая любит нагибать бизнес всеми правдами и неправдами, против всех законов физики выпишет предписание с ссылкой на ПОТ РМ-008-99. В случае чего, суд расставит все точки на «Е». Опять-таки, если суд будет беспристрастен.
Во всей этой истории есть подводный камень под видом законодательства о безопасности дорожного движения, в котором я не мастак. Если в случае с ГИТ карта будет бита, то при проверке соответствующим надзорным органом, возможно будут вопросы. Тут всё крутится вокруг слова «транспорт».
На эту тему моя помощница по развитию официальной группы в ВК Светлана Подберезина подготовила что-то вроде памятки с названием «ПРО ПОГРУЗЧИКИ И ПРОЧУЮ ЛАБУДУ» 🙂
Смотрим ст. 213 ТК:
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счёт средств работодателя.
В п.1 ПОТ при эксплуатации промышленного транспорта, утв. приказом Минтруда России от 27.08.2018 г. № 553н указано, что автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки, вагонетки являются напольным колёсным промышленным транспортом.
Разберёмся с понятиями. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в ст. 2 устанавливает следующие понятия:
транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём;
водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Ст. 23 в этом же документе устанавливается, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя в числе прочего обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Смотрим Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утв. приказом Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н.
В соответствии с п.4 предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. В соответствии с п.6 Порядка, обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Таким образом, законодательством РФ каких-либо исключений не предусмотрено.
В контексте данной памятки можно посмотреть на вопрос и с такой стороны. Согласно правилам государственной регистрации, постановке на учёт подлежит транспорт с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) ёмкостью более 50 куб. см. или с электродвигателем мощностью более 4 кВт. Соответственно если на балансе организации напольный колёсный промышленный транспорт по своим характеристикам не подлежит регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, то какого лешего представителям этого ведомства идти в организацию с проверкой? В таком положении, наш «подводный камень» смывает.
А как обстоят дела с предрейсовыми осмотрами водителей напольного колёсного транспорта у вас в организации? Поделитесь, если не жалко, в комментариях! За рейтинговые звёздочки тоже спасибо 😉
Продолжение следует …
Вот, что есть:
Письмо Роструда от 10.08.2023 № ПГ/16443-6-1.
Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, можно ли проводить предрейсовые медицинские осмотры методом телемедицины. Есть ли на данный момент правовая база? Если да, то какая? И не будет ли проблем с ГИБДД при проверке путевых листов с электронной подписью врача?
Здравствуйте. Зашли в тупик по вопросам предрейсовых осмотров для сотрудников, которые не являются водителями, но используют ТС организации с целью передвижения по объектам. Опасные грузы не перевозят. Разъезжает группа диагностов. В федеральных законах все написано расплывчато. Нужны ли предрейсовые осмотры для работников, основные должности которых совмещены с должностью водителя или просто за ними закреплен автомобиль (без указания в штатной расстановке)? И если не нужны, то на такие нормативные документы ссылаться?
С точки зрения правил дорожного движения «»Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.» Не зависимо от его должности (профессии). Путевой лист обязательно должен выписываться для бухучета, а в нем обязателные ревизиты, в том числе отметка о предрейсовом медосмотре.
Водитель погрузчика допускается к управлению самоходной машиной с отметкой «автопогрузчик» (не предназначенной для движения по дорогам общего пользования) органами Ростехнадзора, а не к управлению транспортным средством органами ГИБДД.
Только не Ростехнадзора, а Государственной технической инспекции. Это другой орган.
Господа, а если бульдозерная техника эксплуатируется в закрытом песчаном карьере. Без выезда на какие либо дороги и без доступа другой техники. Обустройство отвалов.
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
У нас проходит предсменный медосмотр, тут без вариантов. И не надо ничего выдумывать: если придавит кого-нибудь, у прокурора будет много вопросов.
Прокурор, как и судья, в априори должны руководствоваться минюстовскими документами, а именно нормативными правовыми актами. Всё остальное на языке закона словоблудие.
Словоблудием Вы занимаетесь. Я же сказал, что «без вариантов».
Да, Вы же сказали…) Аргумент, однако. Теперь в суде будут ссылаться на эксперта Василия Хромова, потому что он же сказал, что «без вариантов».
При изучении новых правил возникли вопросы об оформлении путевых листов, прохождении предрейсового медицинского осмотра и необходимости ответственных за безопасную организацию работы промышленного транспорта. Сам ничего не понял обратился в Минтруд РФ за разъяснениями. После разъяснения легче не стало. Если кто-то поймет этот ответ, пожалуйста, разъясните мне.
Пришлите ответ Минтруда и мне. Спасибо!
shapowalov.v@yandex.ru
Отправьте, пожалуйста, данное письмо мне электронную почту Lada190@ngs.ru
Спасибо.
Пришлите, пожалуйста это письмо мне на электронную почту vostrikova0377@mail.ru. Спасибо.
На нашем предприятие все кто получает путевой лист проходят предрейсовый медосмотр. В обязательном порядке.
К слову о новых ПОТ, в них также отсутствует информация о необходимости водителю электропогрузчика иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже второй.
Так а зачем оно там? Развели же электробезопасность и ОТ. Необходимость присвоения группы или отсутствие таковой определяет отвтетственное за ЭХ лицо. Раскидывает по спискам и утверждает у руководителя. Ну можете еще профстандарт глянуть и ЕТКС.
Просто в старых правилах это требование четко прописано, как и предрейсовые медосмотры. А по новым правилам получается, что необходимости в присвоении группы II по ЭБ уже нет!?
Добрый день. Еще прохождение ПМО установлено Пр. 302н: 27.14. Минитрактора, мотоблоки, автопогрузчики, электрокары и т.п. Т.е., если внутризаводской транспорт подходит под эти определения, то уйти от ПМО не получится, даже в суде.
302н приказ регламентирует предрейсовые медосмотры?
Да, верно, не регламентирует. Что-то я увлекся, просто у меня сейчас решается быть или не быть погрузчику, вот на этой волне и черканул (не в тему).
На генеральном директоре будете грузы перемещать?)
Добрый день. А речь и не идёт о медицинских осмотрах по приказу 302н. Понятно, что по 302н данной категории работников необходимо проходить медицинский осмотр.
В тексте заметки ошибка — по предсменным медосмотрам Приказа Минздрава России 835н, а не 85
Спасибо, поправил.
«транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём;»
Ключевое слово — «дорога».
Дорога — это путь сообщения, предназначенный для перемещения технических средств и людей. Дорога, исходя из вида транспорта, по ней движущегося, может быть автомобильной или железнодорожной. Автомобильная дорога — это часть транспортной инфраструктуры, которая предназначена для движения механических транспортных средств и включает в себя связанные конструктивные элементы (дорожные покрытия и полотно) и искусственные инженерные сооружения, а также участки земли, на которых они расположены.
Т.е. водители погрузчиков мощностью более 4кВт и, тем более, менее мощной техники, использующихся, например, в гипермаркетах, складах (без выезда на внутренние дороги) не подпадают под Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Представьте: Вы работаете в Гипермаркете, Ваша машина на служебной стоянке никого не трогает, а водитель погрузчика царапает крыло Вашей машины, потому, что «электропогрузчик может ездить ВЕЗДЕ» — Ваша фраза.
Вы приходите в страховую компанию, говорите, что это не ДТП, так как там дороги нет, но Вам по страховке нужно крыло отремонтировать. По Вашей логике страховая компания скажет, что это же не ДТП и предложит Вам судиться с водителем не технического средства (погрузчика) который повредил Вашу машину не на дороге.
Страховая именно так и скажет, если стоянка на закрытой территории, а не парковка у дороги общего пользования. Вы в курсе, что ГИБДД не оформляет ,как ДТП, столкновения или наезды на препятствие на закрытых территориях предприятий? И что для перемещения только по территории организации не требуется регистрация ТС в органах ГИБДД, если это ТС никогда не выезжает на дороги и территории общего пользования. Марина пишет правильно все.
В Вашем определении «Дорога — это путь сообщения, предназначенный для перемещения технических средств и людей» ключевыми словами являются технических средств (погрузчик) и людей. Если произойдет наезд погрузчиком на человека, при квалификации несчастного случая Вы будете квалифицировать как «Контактные удары при столкновении с движущимися предметами и машинами (п. 4.1)» или все-таки «Транспортные происшествия на наземном транспорте (п. 1.4)» ?
А на складе погрузчики ездят хаотично или по специально выделенным путям?
На складе не работала, но полагаю, что выделенные пути в помещении, в любом случае не подпадают под определение дороги. В гипермаркете, в котором, конечно, также есть складские помещения, электропогрузчик может ездить ВЕЗДЕ. Это не проезды, не дороги — это аллеи магазина.
Зачем Вы комментируете вопросы которых не знаете? А Вы вообще инженер по охране труда? Что такое аллеи магазина — это сленг или термин?