Приветствую, друзья! В этой заметке вы сможете ознакомиться с проектом плана проведения оценки фактического воздействия на 2019 год, содержание которого затрагивает не только охрану труда, но и трудовое право, гигиену труда, промышленную безопасность, экологию. Для простоты, центральной темой этой заметки будет всё же охрана труда, а именно такое мероприятие, как первичный инструктаж на рабочем месте в офисе.
А ты прошёл первичный инструктаж на рабочем месте в офисе?
Минэкономразвитие России планирует оценить фактическое воздействие некоторых требований, изложенных в действующих нормативных правовых актах, в частности в Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённым постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29.
Ранее я публиковал заметку о плане мероприятий по охране труда на 2018 год, которым предусматривались изменения постановления 1/29 или полная его замена, но сроки предусмотренные данным планом давно прошли, а постановление 1/29 всё также: в огне не горит, в воде не тонет.
К слову про постановление 1/29. Ведь даже проект Порядка обучения есть, который я не стал освещать здесь, ибо от проекта до действующего НПА как обычно один шаг, который длится вечность.
В плане мероприятий по охране труда на 2018 год предлагалось добавить в постановление 1/29 определение понятия «оборудование (технологическое оборудование)», в плане проведения оценки фактического воздействия на 2019 год приводится следующие обсонование:
План мероприятий «дорожная карта» по актуализации, оптимизации и отмене обязательных требований в сфере торговли, утверждённая протоколом Проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности от 12 сентября 2017 г. № 61(11) Постановлением вносит в нормативную правовую базу определение понятия «оборудование» («технологическое оборудование»), в том числе в отношении ПЭВМ и периферийных устройств.
«Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте».
Позиция Роструда заключается в том, что офисных работников можно освободить от прохождения инструктажей по охране труда, т.к. персональный компьютер – не оборудование. Однако в законодательстве есть ссылки на то, что ПК является оборудованием.
Затраты предпринимательского сообщества: Временные затраты (а как следствие финансовые издержки) ответственных лиц на согласование целесообразности/ не целесообразности проведения инструктажей на рабочих местах для сотрудников, работа которых связана с работой на ПЭВМ.
В последующем временные затраты на защиту выбранной позиции.
Дополнительно сообщаем – на практике контролирующие органы и суды неоднозначно подходят к решению вопроса о необходимости проведения инструктажей.
Минута молчания…
Будьте добры, сообщите в комментариях об отношении ваших территориальных ГИТ к этому мероприятию: обязывают проводить первичный инструктаж на рабочем месте офисникам или нет? Интересно, в каких регионах так трепетно беспокоятся о жизни и здоровье офисных работников работающих за ПК.
Небольшой спойлер по содержанию плана проведения оценки фактического воздействия на 2019 год:
1. Статья 22 Трудового Кодекса Российской Федерации — про цифровое ознакомление с локальными нормативными актами. Лично мне идея нравится.
2. Федеральный закон от 18 июля 2017 г. № 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — что-то про нефть и профессиональные аварийно-спасательные службы/формирования (ПАСС).
3. Приказ Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения» — про оказание услуг подъёмного сооружения сторонними организациями.
4. Приказ Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. № 559 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов» — про какие-то хитрые заслонки, которые должны автоматически срабатывать со временем не более 12 секунд.
5. Приказ Минтруда России от 17 августа 2015 г. № 550н «Об утверждении правил по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции» — адвокат Мазаев С.В. из «Адвокатской лиги» накидал много вопросов касательно невозможности применения данных правил на практике. В частности про лестницы и ограждения речь идёт.
6. Приказ Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 495 «Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» — про неточность формулировок, которые могу привести к увеличению сроков регистрации ОПО.
7. Санитарные правила для предприятий мясной промышленности, утверждённые заместителем Главного государственного санитарного врача СССР А.И. Заиченко от 27 марта 1985 г. № 3238-85 — про металлические банки с крышками или металлические контейнеры.
8. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 — просят дать точное определение, что является признаками биологических отходов, а также исключить участие ветеринарных специалистов при принятии решения о действиях с биологическими отходами (за исключением наиболее опасных), при этом установив алгоритм действий при принятии решения о действиях с такими отходами.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 г. № 23 «О введении в действие санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» — про необходимость привести устаревшие нормы в соответствие с нормами наднационального законодательства.
Там ещё много какие документы приводятся, но это «нашему брату» должно быть не интересно.
Кстати, все желающие могут вставить свои «5 копеек» в действующие НПА, требования которых представляются избыточными. Свои предложения можно оставить здесь.
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
План проведения оценки фактического воздействия на 2019 год (Минэкономразвитие России)
На этом всё. Если информация понравилась, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки и отписываемся в комментариях 😉 Спасибо за участие и поддержку!
Продолжение следует …
Что все заговорили о первичном инструктаже ? НПА освобождает от первичного инструктажа, но друзья, у нас есть первичный на РМ, мы его проводим и заполняем в журнале стажировку, выходит Вы и от стажировки освободили, вот если бы НПА освободили от повторного инструктажа, тогда можно заводить сыр-бор, а так написано, что работодатель может своим локальным НПА освободить от ПЕРВИЧНОГО инструктажа, который мы один раз проводим при поступлении на работу. Зачем этот разговор заводить, провел, расписались, стажировку поставили и забыли, а потом через 6 мес. повторный инструктаж, от него кто освобождал, где это написано ?
подскажите, а отдел информационных технологий — тоже можно освободить от первичного? рукводство против — обосновывая тем, что ИТишники работают с компами, принтерами и пр. — вкл/выкл их в розетки, переносят с места на место.
у нас на предприятии офисные работники освобождены от первичного инструктажа на рабочем месте, но гл. энергетик проводить с ними обучение по программе на первую группу по электробезопасности с росписью в журнале…
Я не парюсь, в перечень только гендиректора включаю, остальным всем проводим, в программы пишу инструкции в нужные темы и НПА по каким проводится инструктаж. Пока проблем не было.
Просто мне не понятно других то проблем савсем савсем что ли не у кого нет? Что так с каким то там инструктажем мочитесь?
Я не понимаю, неужели так много занимает первичный инструктаж, что о нем так много разговоров ? Провел — и все дела, не дай Бог что случится инспектор скажет, вот не провел — на тебе н.сл. Не вижу проблемы.
У нас в организации 274 офисных сотрудников, половина ГИПы(главные инженера проектов), 1/3 наездами после командировок, если не освобождать можно проводить первичный,внеплановый и т.п. не раз в декаду, а дай бог раз в полтора года.
В первичном — нет. Но, проводя первичный, обязаны проводить и повторный раз в полугодие. Хорошо, если таких сотрудников немного, что не скажешь про более сотни.
Челябинск. Была комплексная по чек-листам. перечень должностей, освобожденных от первичного инспекторов не устроил. Итог — в предписании указано устранить данное нарушение
Много или мало было освобожденных? чего не устроило?
Санкт-Петербург, на моей практике были проверки в 2014 году и в 2017 (в разных компаниях), везде офисники освобождены от прохождения первичных инструктажей. При проверке предъявляю утвержденный перечень должностей, освобожденных от первичного инструктажа.
не нужно!
Самара. Инспектор говорир раз инструкция при работе с ПЭВМ есть, значит инструктируйте, вы же не просто так её сделали. А еще аргумент, что работник может и упасть и сломаться и т.д. Поэтому в любом случае инструктаж проводить.
Инспектор видимо не в курсе, что инструктаж на рабочем месте проводится не по инструкциям по охране труда, а по программам. Инструкция по охране труда это самостоятельный локальный нормативный акт с которым необходимо ознакомить под подпись, например, в листе ознакомления с инструкцией. Ст. 22 ТК РФ — Работодатель обязан: знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;
Вот тут — то Вы меня и озадачили). То есть можно ознакомить с инструкцией и не проводить инструктаж?
Я так делаю в том случае, если работники не связанны с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов. Офисные сотрудники работающие за ПК входят в эту категорию. Я за здравый смысл, а не слепое выполнение чьих-то фантазмов. Если кто-то хочет один раз в пол года рассказывать сотрудникам о том, что такое ПК, то пусть рассказывает, мне то что.
Я тоже за здравый смысл).
Тогда еще вопрос — а с инструкцией один раз ознакомить при приеме на работу и все?
Спасибо!
да
Здравствуйте, 3 года назад прошли в Уч цент. обучение по ОТ. Сейчас снова проходить обучение? Или пройти снова обучение членам комиссии и достаточно сдать экзамены у себя?
Если проходили в учебном центре, значит относитесь к тому контингенту работников, которые проходят в УЦ, а потому 1 раз в 3 года надо обучаться в УЦ.
Уфа. ОПО. Химия/нефтехимия. Последняя проверка ГИТ в 2013. Не требовали. Штрафанули по обучению по ГОСТ 004-90, но это уже другая тема….
У меня от первичного инструктажа освобождены только те, которые прошли обучение в УЦ. Члены комиссии, руководители подразделений, которые сами проводят инструктажи, директор, гл. инженер и т. д.
В организации, где я работаю от первичного инструктажа на рабочем месте освобождены все сотрудники, прошедшие обучение по охране труда в учебном центре. Руководители офисных отделов проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии по проверке знаний, созданной в организации и тоже освобождены от прохождения инструктажа на рабочем месте (эти работники сами должны проводить инструктаж со своими подчиненными). Остальные работники проходят инструктаж на рабочем месте.
Получается рабочие и специалисты (бухгалтера, менеджеры и прочие) не проходят обучение и проверку знаний по охране труда? А как же тогда быть с ст.225 ТК РФ обязывающей проводить обучение по охране труда всем работником?
по-поводу первичного инструктажа для офисных работников: в 2017 году у нас проходила проверка ГИТ и вопросов по не проведению первичного инструктажа для офисных работников не было, и я считаю это правильно. Организация наша находится в Мурманске.
В Перечень освобожденных включила всех кабинетных работников, первичный им не проводим. При проверке Госинспекции вопросов не было по этому поводу)
Питер. Освободил офисников от первичного на что инспектор при проверке выкатал штраф.
Нормативное основание?
обучение по 40-часовой программе не освобождает от инструктажа ПЭВМ?
В ХМАО требуют, проверяют по спискам вновь прибывших
Мы проводим инструктаж на рабочем месте, и инструкция по ОТ при работе на компьютере тоже имеется и знакомим. Считаю, пока нет конкретности, лучше проводить. Отменят — не будем. В перечне должностей, освобожденных от первичного инструктажа только специалист по охране труда.
В Новосибирске не требуют. Должен быть утвержден руководителем перечень должностей, освобожденных от инструктажа на рабочем месте. И все.
Да, проще провести чем спорить с ненужно..)
А если у тебя работает 485 различных программистов, конструкторов и т.п, Все сидят за компами, а то и с 3-мя мониторами? И текучка в месяц по 25-30 чел. Сколько долгих часов будешь журнал заполнять?
У нас 1000 программистов с такой же текучкой, проводим инструктажи всем.
Ну вы сами выбрали себе такой путь, возможно даже в ущерб более серьезным вопросам 🙂
в Приморье требуют, тем более, что типовая инструкция по ОТ при работе на ПЭВМ есть
Вы про эту инструкцию говорите: «Типовая инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере ТОИ Р-45-084-01»?
Носит характер добровольного применения, т.е. не является нормативным документом, т.к. на зарегистрирована в МинЮсте. Соответственно, в административный протокол попасть не может.
Утверждаете свою инструкцию по охране труда, воспользовавшись типовой. У меня все начальники отделов обучены по охране труда (более 30 человек) и инструктируют своих сотрудников при работе с ПЭВМ. Всего в офисе 400 чел. ГИТ была в этом году, но этот вопрос не проверяла. Липецкая область