Инструктаж по охране труда в офисе и на складе — 10 приёмов для эффективного проведения!

Приветствую, друзья! Должен ли инструктаж по охране труда в офисе быть не только познавательным, но и интересным? Ответ очевиден — да, должен.

Дело не в том, где проводится инструктаж: в офисе или при других видах деятельности организации, дело в специалисте, который проводит инструктаж, и его подаче.

В этой заметке мы предлагаем посмотреть одну серию из культового сериала, в которой иронично повествуется об отношении к проведению инструктажа по охране труда в офисе и на складе, в общем отдохнуть на рабочем месте 🙂 а также заценить 10 приёмов для проведения эффективного инструктажа по охране труда от нашего друга и коллеги Алексея Копейкина.

Инструктаж по охране труда в офисе и на складе

инструктаж по охране труда в офисе

10 приёмов для проведения эффективного инструктажа по охране труда

Если вы работаете в охране труда и смежных областях, то вы проводите инструктажи, или каким-то другим образом участвуете в них.

Во время вводного инструктажа новый сотрудник или подрядчик знакомится со службой охраны труда. Человек оценивает по инструктажу как поставлена работа с охраной труда на предприятии.

Если инструктаж проведён плохо, или не проведён вообще, то впечатление будет соответствующее. Но это ещё пол беды. Как вы думаете, сколько информации из вводного инструктажа сможет воспроизвести сотрудник на следующий день?

Главная задача инструктажей — научить человека безопасной работе. Для этого и проводится обучение по охране труда.

То есть инструктаж — это такой вид быстрого обучения.

Далее мы разберём приёмы, которые помогают сделать обучение эффективней. Приёмы собраны из собственной практики обучения взрослых и материалов по этой теме.

Есть общие особенности проведения инструктажей. Инструктажи по охране труда проводятся для взрослых людей. Инструктажи проводятся совершенно разным сотрудникам, которые отличаются по возрасту, опыту, уровню должности, национальности и т.д. Время инструктажа как правило ограничено.

Предлагаемые приёмы — это не готовая методика или призыв к тому, чтобы переделать вашу систему проведения инструктажей. В каждой организации складывается своя система и стиль проведения инструктажей. Приёмы помогут усовершенствовать, поэкспериментировать, добавить что-то новое в этот знакомый всем процесс.

Итак, приёмы — как можно добиться большего эффекта от инструктажа:

1. Скажи что будет — проведи инструктаж — подведи итоги

Человеку комфортно, если он знает что будет и как будет, сколько времени, что он будет делать. Нужно об этом сказать. Он лучше настроится на процесс.

После объяснения структуры, как правило человеку понятно как он проведёт ближайшее время.

Общая структура: рассказать что будет-провести инструктаж-подведение итогов (самое важное).

2 «Растопить лёд»

Хорошей практикой перед любым обучением будет короткий разговор-знакомство, если это позволяют условия. Это позволяет снять напряжение, скованность с сотрудника или подрядчика. Простые доброжелательные вопросы «Как настроение?», «Какие новости?», «Откуда приехали?» создают более доверительную обстановку. А вам позволят оценить — в каком состоянии сотрудник, подрядчик или группа сотрудников и как у них вообще с русским языком 🙂

Здесь нужно напомнить, что не всегда нужно «Растопить лёд». Если это необходимо — можно создавать атмосферу «Мы здесь не шутим!». Тогда никаких разговоров — только команды и отстранённость. Иногда и так нужно.

3. Задаём вопросы в течение инструктажа

В процессе инструктажа также задаём вопросы. Если человек только слушает, то он переключается в режим слушателя и его внимание может рассеяться.

Сама по себе необходимость молчать — это уже довольно мрачная перспектива, но она лишь отчасти объясняет те проблемы внимания, с которыми сталкивается аудитория. Главная причина этих проблем заключается в следующем: поскольку людям остаётся только слушать, они позволяют себе расслабиться, ведь сколько бы ни продолжалась речь и презентация, говорить им не приходится.
Макс Аткинсон, «Выступать легко»

4. Не забываем поддерживать контакт глазами

Один из важных элементов взаимодействия с обучаемым — контакт глазами. Попробуйте следующий раз не просто читать с листа, а периодически смотреть на инструктируемого.

5. Просим поделиться опытом

Особенностью любого обучения взрослых является то, что обучающийся (в нашем случае тот, кого инструктируем) является партнёром в обучении. В отличие от обучения детей, где есть один главный учитель, который передаёт знания.

Партнёрство при обучении взрослых — один из основных принципов обучения взрослых.

Я часто спрашивал у новых бригад строителей — какие были НС в их опыте? Что делали, как реагировали?

Обучение по охране труда и смежным направлениям в Виртуальной производственной среде с использованием Электронных тренажёров + выдача удостоверений. Как это?

6. Самостоятельная подготовка

Даём человеку задание для самостоятельного освоения.

К примеру, дать задание — выявить главные риски на своём рабочем месте и рассказать.

Это работает, так как во-первых, самостоятельность тоже относится к основным принципам обучения взрослых.

А во-вторых, то, на что человек затратил своё сосредоточенное внимание запоминается лучше.

Метод самостоятельно нахождения решений эффективно работает, что я не раз проверял на тренингах.

7. Вносим игровые элементы

Наша сфера, традиционно серьёзная. У многих может вызвать недовольство такой пункт. Но игровые методы обучения взрослых доказали свою эффективность на практике и применяются в обучении взрослых с 30-х годов прошлого века.

Включение игровых элементов в обучение по охране труда и конкретно в инструктажи — большое поле для творчества и экспериментов. Главное здесь — правильно оценить адекватность и уместность.

Могу поделиться примером игрового элемента на инструктаже бригадиров на стройке. Я показывал слайды с фотографиями со стройки и просил указать — какие нарушения охраны труда они видят на слайдах.

Весёлый пример инструктажа я подсмотрел недавно у коллеги из Амазона.

8. Создайте подходящие условия

Идеально, если есть отдельный кабинет охраны труда, где проходят инструктажи. Плакаты на стенах, проектор, стулья и столы для тех, кто проходит инструктаж, вешалка для одежды, канцелярские принадлежности и т.д.

Отдельное место позволяет сосредоточиться на главном. Общий антураж учебного кабинета автоматически настраивает человека на обучение.

Не забывайте про свежий воздух и про то, что он сильно влияет на когнитивные способности обучаемого.

Проветривайте перед инструктажем.

9. Используйте разные каналы передачи информации

У человека три основных канала получения информации: зрение, слух, осязание.

Используйте все три канала и вы задействуете все чувства восприятия.

По основному каналу восприятию людей разделяют на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Кому-то важнее посмотреть на фото, кому-то послушать, а кому-то пощупать. Если мы передаём информацию по всем каналам, то точно попадём.

Например, мы озвучиваем основные тезисы, потом показываем картинки, фото и видео, даём людям в руки подержать что-то связанное с этими тезисами (в нашем случае — образцы СИЗ, инструменты).

10. Эмоциональные истории, фото и видео происшествий

Эмоции влияют на запоминание. В случае с безопасностью, сильно влияет собственный опыт. Например, опытные прорабы на стройке с особым вниманием к безопасности следят за видами работ, на которых у них в прошлом были неприятные НС с последствиями.

При этом, на чужих ошибках тоже учатся.

Можно сделать подборку видео с НС для характерных работ в вашей сфере и разбирать на инструктаже.

Поделитесь, что в вашей практике инструктажей эффективней всего? Какие методы используете? Что нового добавляете?

Поделитесь и тогда комментарии будут продолжением статьи и мы получим больше приёмов.

На этом всё.

Продолжение следует …

Оцените заметку
4.66 / 29
Добавить в избранное
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Евгения

    Совершенно не согласна. Рабочим нравится, когда им разъяснили куда они попали, в чем заключается их работа, и примеры из жизни и производственного травматизма. Нужно уметь донести, иногда буквально на пальцах показать, что от них требуется, и куда влазить опасно.
    Работа в офисе действительно не требует подробного инструктажа по охране труда, но в производстве это чрезвычайно важно, когда есть электрооборудование, ГПМ, транспорт и т.д. У меня бывает и по 6-8 человек в день на вводном инструктаже. Инструктирую группами, разделяя по профессиям. Не вижу в этом никакой трагедии.
    Кроме вводного, от нас также зависит и остальная работа с персоналом, на сколько качественно им провели инструктаж на рабочем месте и ввели в работу. Допустим, инструкции никто не читает, однако, плакаты работники все же просматривают. По цехам также нужно ходить, и взаимодействовать с персоналом, ИТР обучать не только на бумаге.

  2. Максим

    Ну не знаю…. хоть у нас и текучка и инструктировать приходится порой несколько раз в неделю при чем одни и те же должности…, но…. черт возьми, мне это нравится!!!!!!! хотя многие к концу инструктажа уже чувствуется, думают — быстрее бы все это закончилось…

  3. елена

    Инструктаж, особенно вводный, всегда рассказываю четко и полно, всегда про травмы. Кто говорит, что инструктаж фигня, тот не работник. Кто не слушает инструктажи, тот вообще полный пофигист. Фильм смешной и далек от нашей жизни и работы в офисе, а вводимый у нас в стране опен спейс)) это кошмар просто!

    • Ирина

      Кому интересны ваши сказки про травмы? Народу всё пофиг.
      На пачках сигарет тоже жуткие реальные картинки нарисованы, а курильщиков меньше не становится. Не курят только потому что дорого.
      К тому же нигде нет требования, чтобы инструктаж проводится в виде лекции, можно и по эл.почте разослать для ознакомления.
      Вводный инструктаж можно проводить, когда у тебя полтора человека текучка, а когда по 10 чел в неделю, ни о каком инструктаже речи не идёт, успеть бы подписи собрать.

      Ответить
  4. Александр

    Я вообще только подписи собираю.
    Нахрен никому не нужен ваш инструктаж, особенно вводный. Пережиток совка.

  5. Николай

    Что за ерунду пишет «студентка иностранка»