10 приёмов как проводить инструктаж по охране труда эффективней

Приветствуем, друзья! Самые распространённые вопросы приходятся на такое мероприятие, как обучение по охране труда, в том числе включая одну из форм обучения — инструктажи по охране труда.

Сегодня поговорим о десятке проверенных приёмов проведения вводного инструктажа по охране труда, которые можно применять и для проведения инструктажей на рабочем месте, то есть и руководителям подразделений информация будет полезной.

Предлагаю вашему вниманию интересный материал нашего коллеги Алексея Копейкина. Поехали…

проводить инструктаж по охране труда

Если вы работаете в охране труда и смежных областях, то вы проводите инструктажи, или каким-то другим образом участвуете в них.

Во время вводного инструктажа новый сотрудник или подрядчик знакомится со службой охраны труда. Человек оценивает по инструктажу как поставлена работа с охраной труда на предприятии.

Если инструктаж проведён плохо, или не проведён вообще, то впечатление будет соответствующее. Но это ещё пол беды. Как вы думаете, сколько информации из вводного инструктажа сможет воспроизвести сотрудник на следующий день?

Главная задача инструктажей — научить человека безопасной работе. Для этого и проводится обучение по охране труда.

То есть инструктаж — это такой вид быстрого обучения.

Далее мы разберём приёмы, которые помогают сделать обучение эффективней. Приёмы собраны из собственной практики обучения взрослых и материалов по этой теме.

Есть общие особенности проведения инструктажей. Инструктажи по охране труда проводятся для взрослых людей. Инструктажи проводятся совершенно разным сотрудникам, которые отличаются по возрасту, опыту, уровню должности, национальности и т.д. Время инструктажа как правило ограничено.

Предлагаемые приёмы — это не готовая методика или призыв к тому, чтобы переделать вашу систему проведения инструктажей. В каждой организации складывается своя система и стиль проведения инструктажей. Приёмы помогут усовершенствовать, поэкспериментировать, добавить что-то новое в этот знакомый всем процесс.

Итак, приёмы — как можно добиться большего эффекта от инструктажа:

1. Скажи что будет — проведи инструктаж — подведи итоги

Человеку комфортно, если он знает что будет и как будет, сколько времени, что он будет делать. Нужно об этом сказать. Он лучше настроится на процесс.

После объяснения структуры, как правило человеку понятно как он проведёт ближайшее время.
Общая структура: рассказать что будет-провести инструктаж-подведение итогов (самое важное).

2. «Растопить лёд»

Хорошей практикой перед любым обучением будет короткий разговор-знакомство, если это позволяют условия. Это позволяет снять напряжение, скованность с сотрудника или подрядчика.

Простые доброжелательные вопросы «Как настроение?», «Какие новости?», «Откуда приехали?» создают более доверительную обстановку. А вам позволят оценить — в каком состоянии сотрудник, подрядчик или группа сотрудников и как у них вообще с русским языком 🙂

Здесь нужно напомнить, что не всегда нужно «Растопить лёд». Если это необходимо — можно создавать атмосферу «Мы здесь не шутим!». Тогда никаких разговоров — только команды и отстранённость. Иногда и так нужно.

3. Задаём вопросы в течение инструктажа

В процессе инструктажа также задаём вопросы. Если человек только слушает, то он переключается в режим слушателя и его внимание может рассеяться.

Сама по себе необходимость молчать — это уже довольно мрачная перспектива, но она лишь отчасти объясняет те проблемы внимания, с которыми сталкивается аудитория. Главная причина этих проблем заключается в следующем: поскольку людям остаётся только слушать, они позволяют себе расслабиться, ведь сколько бы ни продолжалась речь и презентация, говорить им не приходится.
Макс Аткинсон, «Выступать легко»

4. Не забываем поддерживать контакт глазами

Один из важных элементов взаимодействия с обучаемым — контакт глазами. Попробуйте следующий раз не просто читать с листа, а периодически смотреть на инструктируемого.

5. Просим поделиться опытом

Особенностью любого обучения взрослых является то, что обучающийся (в нашем случае тот, кого инструктируем) является партнёром в обучении. В отличие от обучения детей, где есть один главный учитель, который передает знания.

Партнёрство при обучении взрослых — один из основных принципов обучения взрослых.

Я часто спрашивал у новых бригад строителей — какие были НС в их опыте? Что делали, как реагировали?

6. Самостоятельная подготовка

Даём человеку задание для самостоятельного освоения.

К примеру, дать задание — выявить главные риски на своём рабочем месте и рассказать.

Это работает, так как во-первых, самостоятельность тоже относится к основным принципам обучения взрослых.

А во-вторых, то, на что человек затратил своё сосредоточенное внимание запоминается лучше.

Метод самостоятельно нахождения решений эффективно работает, что я не раз проверял на тренингах.

7. Вносим игровые элементы

Наша сфера, традиционно серьёзная. У многих может вызвать недовольство такой пункт. Но игровые методы обучения взрослых доказали свою эффективность на практике и применяются в обучении взрослых с 30-х годов прошлого века.

Включение игровых элементов в обучение по охране труда и конкретно в инструктажи — большое поле для творчества и экспериментов. Главное здесь — правильно оценить адекватность и уместность.

Могу поделиться примером игрового элемента на инструктаже бригадиров на стройке. Я показывал слайды с фотографиями со стройки и просил указать — какие нарушения охраны труда они видят на слайдах.

Весёлый пример инструктажа я подсмотрел недавно у коллеги из Амазона.

8. Создайте подходящие условия

Идеально, если есть отдельный кабинет охраны труда, где проходят инструктажи. Плакаты на стенах, проектор, стулья и столы для тех, кто проходит инструктаж, вешалка для одежды, канцелярские принадлежности и т.д.

Отдельное место позволяет сосредоточиться на главном. Общий антураж учебного кабинета автоматически настраивает человека на обучение.

Не забывайте про свежий воздух и про то, что он сильно влияет на когнитивные способности обучаемого.

Проветривайте перед инструктажем.

9. Используйте разные каналы передачи информации

У человека три основных канала получения информации:

Зрение, слух, осязание.

Используйте все три канала и вы задействуете все чувства восприятия.

По основному каналу восприятию людей разделяют на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Кому-то важнее посмотреть на фото, кому-то послушать, а кому-то пощупать. Если мы передаём информацию по всем каналам, то точно попадём.

Например, мы озвучиваем основные тезисы, потом показываем картинки, фото и видео, даём людям в руки подержать что-то связанное с этими тезисами (в нашем случае — образцы СИЗ, инструменты).

10. Эмоциональные истории, фото и видео происшествий

Эмоции влияют на запоминание. В случае с безопасностью, сильно влияет собственный опыт.

Например, опытные прорабы на стройке с особым вниманием к безопасности следят за видами работ, на которых у них в прошлом были неприятные НС с последствиями.

При этом, на чужих ошибках тоже учатся.

Можно сделать подборку видео с НС для характерных работ в вашей сфере и разбирать на инструктаже.


Поделитесь, что в вашей практике инструктажей эффективней всего? Какие методы используете? Что нового добавляете?

Поделитесь и тогда комментарии будут продолжением статьи и мы получим больше приёмов.

Спасибо за участие и поддержку!

Продолжение следует …

Оцените этот материал
4.98 / 50
Добавить в избранное
Добавить комментарий

Error messages

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Сергей

    Здравствуйте.
    Главное, чтобы инструктор мог показать инструктируемому свою компетенцию и знания по специальности инструктируемого. Привести и разобрать в доступной форме пару-тройку несчастных случаев. И главное — проводить вводный или любой другой инструктажи — НЕ ФОРМАЛЬНО. С душой!)
    А в какой форме и как он это будет делать — это уже вопрос большой практики и опыта инструктора.
    Всем удачи!

  2. Татьяна

    Добрый день! полностью согласна! Инструктажи необходимо проводить интересно и в тесном контакте в работниками. Я всегда подбираю видео по тематике и привлекаю самих работников к участию (например, на инструктаже по оказанию первой помощи пострадавшим). Таким образом быстрее, легче запоминается материал и повышается авторитет специалиста. Также на инструктаже всегда подчеркиваю, что наибольшая часть информации пригодится даже в быту и некоторые потом пересказывают своим детям. Даже самые скептические и капризные работники со временем признаются, что как бы не сопротивлялись все-равно материал усваивается, что называется вода камень точит. Иногда даже по окончании инструктажа аплодируют)))

  3. Влад

    А что за «Весёлый пример инструктажа я подсмотрел недавно у коллеги из Амазона.» можно подробнее 🙂

    • Антон Хабиров PRO+

      Видео размещено в нашей официальной группе по ссылке https://vk.com/ohrana_truda_vk?w=wall-29417489_446510

      Ответить
  4. Татьяна PRO+

    Спасибо большое, хорошие советы.. обязательно воспользуюсь.

  5. Евгений

    В организации был всегда художник, и как-то повелось с первого дня работы: все материалы расследований сопровождались хорошим рисунком происшедшего. Началось это с того, что при расследовании тяжелого случая вместо схемы происшествия мы с художником сделали рисунок происшествия черной тушью (я редактировал и позировал), инспектору это понравилось, т.к. рисунок оказался очень убедительным. И с тех пор все рисунки вклеивались в обычный журнал и использовались при проведении вводного инструктажа, эффект был очень положительный. Видео в то время не было, это был 1982 год.

  6. Наталья

    Спасибо! Целиком и полностью поддерживаю такую тактику проведения инструктажей. Заметила, что инструктаж в форме беседы очень даже эффективен, людям всегда интересно поделиться собственным опытом, охотнее идут на контакт и внимательно прислушиваются. Особенно им нравится раздел про НС и пожарную безопасность!

  7. Галина Волкова

    большое спасибо, очень нужный и крайне полезный материал

  8. Алекс

    А я на аутсорсе работаю в нескольких компаниях и никакие инструктажи не провожу, просто подписи собираем, потому что нафиг никому ничего не надо и руководству в первую очередь. Говорю директору, мол, давайте соберём рук отделов и я раскажу об ОТ, что и где. Сколько надо времени?-Час. Не, от работы отрываем, не надо. 5 минут хватит? Нафиг, говорю, даже напрягаться не стоит. На том и разошлись. И таких компаний в РФ 99%, особенно небольших. Но по документам всё ок.

    • Зара Амановна

      Что-то похожее, Алекс, есть у нас. Я, правда, вводные провожу. В проходном кабинете нас сидит 10-12 человек. И представьте, как вести инструктажи в таком помещении, где каждый говорит по телефону (по работе), или громко ведут диалог на рабочую тему? Но я все равно провожу. вполголоса, иногда прерываюсь на коллег,чтобы попросить говорить потише. Инструктирую в форме беседы, где работал, как обстановка была с ОТ, понимает ли принимаемый вообще, что такое ОТ и т.д. Но вот руководителей подразделений мой работодатель просто с истерикой «отпускает» на учебу в УЦ. НЕКОГДА! Работать надо! В итоге я еду в УЦ и сдаю экзамены за студента и привожу сертификаты, удостоверения .
      Да, главное для шефа- чтобы документы были в порядке, одновременно хочет, чтобы рабочие не нарушали правила. Но как они не будут нарушать, если их руководители- мастера, инженеры- не знают самого элементарного?
      Я иногда их экстренно собираю на так называемые занятия, еле собираются, и в процессе беседы-обучения среднее звено и ИТР руководители- специалисты не могут ответить на простейшие вопросы. Я говорю им, вы же часто сидите в интернете, ну если некогда обучаться в течение рабочего времени, сами хоть статьи читайте, законодательства по ОТ, чтобы впросак не попасть.
      После заключения договора с заказчиком на работы, приходят от них с тупыми лицами: а меня спросили то, другое, что мне делать? Откуда брать? Не знают, что ответить заказчику по перечню документов по ОТ, с них запрашиваемых. И я собираю полный пакет, объясняю, за что он лично отвечает, талдычу!!!!,чтобы они читали методички, чтобы защищать себя от спец-тов по ОТ заказчика. Иногда те запросят такое, я понимаю, эти документы совершенно ни к чему, звоню, выясняю, объясняю и всё становится на свое место. А мой ИТР не знают, что сказать.
      Про первичные инструктажи молчу. Хоть научила более менее заполнять журналы.
      Не во всех организациях было так. На больших,где были службы ОТ- соблюдалось всё,и экзамены, и стажировка, и линчевание прогульщиков-нарушителей трудовой дисциплины.
      Но, наверное, не вина моего шефа. Главное-документы и чтобы несчастных случаев не было. А для этого я лично корплю над документами, фиктивные протокола, даю только расписаться и т.д. и т.п. НО! Если специалист ОТ или служба ОТ грамотные- это уже хорошо. Несколько проверок ГИТ пережила, оценивали на «хор» мою работу и говорили, что на «ОТЛ» они сами не знают.
      Я годами выписывала «Справочник специалиста ОТ» (в этом году не дал денег шеф-для меня трагедия!), бесподобное подспорье в работе. Где проходят семинары-еду, общаюсь с коллегами, хорошие отношения с Учебными центрами, где всегда помогут с консультацией. Без конца лазаю по сайтам ОТ, подписана на вашу рубрику- которую тоже обожаю. Потому что всегда есть, чем вооружиться для работы. Считаю, если проводится хотя бы полный вводный инструктаж-это уже полдела.
      Желаю коллегам истинного понимания своей работы и цели в ОТ- в этом безграничном океане инструкций,Правил (бесконечно меняющихся), Гостов ит.д.
      Если Вы связались с этой работой, любите ее, защищайте ее, изучайте ее. Я обожаю свою работу! желаю создателям сайта продолжать нас радовать, вы замечательные, талантливые! Не уставайте, пожалуйста, продолжайте созидать!

      Ответить
    • Хрю-Хрю

      Вот это вы душу излили, видать накипело.

      Ответить
  9. Татьяна М.

    Спасибо большое! Наверное, у всех СОТов похожие ситуации, поскольку первую подробную информацию о предприятии (организации) новый работник получает от нас на вводном инструктаже. И немножко с улыбкой: К нам на период летних каникул приходят работать дети 14-16 лет ( по направлению центра занятости). Когда я знакомлю их с мастером, то представляю его примерно так: » Это Иван Иванович, мастер, ваш непосредственный руководитель, для вас на все время работы он -мама, папа, царь и бог в единственном лице.» Эту фразу, как и некоторые другие, дети передают друг по другу, поэтому каждый раз следует некая реакция, по которой понимаешь, что этих слов ждали.

  10. Елена

    спасибо!

  11. Елена Корнеева

    Вот меня всегда торопят с инструктажом. Но радует, что почти все принципы — кроме видео я так или иначе использую. Полный контакт с инструктируемым. Что будет. И заканчиваю обычно игровыми примерами по какому-нибудь пункту инструктажа. Я называю это «А теперь — страшная сказка» У всех сразу ушки на макушке.

  12. Татьяна

    Спасибо за информацию.

  13. Елена PRO+

    Как будто у меня на инструктаже побывали. Порадовало, что интуиция меня не подвела. Видео только не показываю, т.к провожу инструктаж 50-60 мин. в очень быстром темпе — информации много, примеров много, люди включаются в разговор, о своем рассказывают. А если еще подключить видео, то процесс затянется надолго и другую работу делать некогда, учитывая, что служба ОТ состоит из одного специалиста

  14. Елена Зингер

    Полезная информация. Спасибо.

  15. Тамара

    Спасибо за подсказки, приёмы, советы!