Приветствуем, друзья! Мы запускаем спецпроект «Система управления охраной труда с нуля» вместе с компанией СМАРТА, чтобы помочь вам самостоятельно разработать эффективную СУОТ в вашей организации. Поскольку тема обширна, мы решили делиться информацией постепенно, как будто разбираем слона «по кусочкам» – с помощью наглядных памяток и схем. В статье вы найдёте список уже опубликованных материалов, охватывающих все ключевые этапы СУОТ, от оценки рисков до обучения персонала. Мы приглашаем вас задавать свои вопросы в комментариях, чтобы мы могли помочь вам разобраться в этом важном вопросе!
Кто и что будет делать для разработки СУОТ?
Цель спецпроекта — научить вас самостоятельно разрабатывать СУОТ в организации.
Над спецпроектом работают моя помощница Юлия Реутова и директор департамента аутсорсинга охраны труда компании СМАРТА Оксана Чефанова.


От формализма к делу, — такой вот слоган.
Не существует универсального образца положения о СУОТ, который бы соответствовал виду деятельности именно вашей организации. Тем более нет никакой волшебной кнопки, благодаря которой положение о СУОТ, скаченное из интернета, имело значительный вес в иерархии локальных нормативных актов вашей организации.
С момента вступления в силу Примерного положения о системе управления охраной труда, утверждённого приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н, прошёл ровно год.
За это время мы неоднократно пытались сделать одну универсальную статью, но в итоге получалась портянка из текста, который мало кто осилит. Тема настолько большая, что лучше её делить на 100, если не на 1000. Так мы пришли к слону.
СУОТ как СЛОН
СУОТ — это слон, которого можно «разобрать» только по кусочкам. Поэтому мы будем давать материал в виде наглядных памяток и схем, не перегруженных текстом, а также полезные файлы и ссылки. Будем идти от меньшего к большему.
Все возникающие вопросы в рамках полученного материала задаём в комментариях. Вопросы заданные вне рамок опубликованного материала, будут игнорироваться.
Все вопросы будут собираться, систематизироваться и публиковаться с ответами экспертов отдельным материалом.
Материалы будут публиковаться в новой рубрике СУОТ раз в неделю. Для того, чтобы ознакомиться с материалом, необходимо быть авторизованным в личном кабинете PRO+.
Список материалов для разработки СУОТ
Перейдите по ссылкам, чтобы изучить каждый процесс СУОТ в отдельности.
Опубликованные материалы:
- Принципы построения и реализации процессов СУОТ
- Документы по планированию СУОТ
- Первый базовый процесс СУОТ: специальная оценка условий труда
- Второй базовый процесс СУОТ: оценка профессиональных рисков
- Все процессы СУОТ:
- Предварительные медицинские осмотры работников
- Периодические медицинские осмотры работников
- Предсменные-предрейсовые и послесменные-послерейсовые медицинские осмотры
- Психиатрические освидетельствования работников
- Медицинские освидетельствования работников на состояние опьянения
- Обучение работников по охране труда
- Инструктажи по охране труда
- Стажировка по охране труда
- Инструктажи по охране труда
- Стажировка по охране труда
- Разработка инструкций по охране труда
- Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ)
- Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений
- Обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования
- Обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов
- Обеспечение безопасности работников при эксплуатации инструментов
- Обеспечение безопасности работников при применении сырья и материалов
- Обеспечение безопасности работников подрядных организаций
- Санитарно-бытовое обеспечение работников
- Выдача работникам молока или других равноценных пищевых продуктов
- Выдача работникам лечебно-профилактического питания
- Взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля
- Взаимодействие с органами профсоюзного контроля
- Реагирование на аварийные ситуации
- Реагирование на несчастные случаи и микротравмы
- Реагирование на профессиональные заболевания
- Управление документами СУОТ
- Информирование работников и взаимодействие с ними
Мы здесь для того, чтобы научить всех желающих понимать и управлять процессами СУОТ. Для всех остальных мы можем предложить профессиональное сопровождение или сервис РискПроф.
Напишите в комментариях, что у вас вызывает наибольшее непонимание в теме СУОТ?
Продолжение следует …





Добрый день
Спасибо Вам
Подскажите пожалуйста в какой части рассказывается про оценку результатов деятельности суот? и улучшение функционированния?
До сих пор непонятно как можно обойтись без трехступенчатого контроля, актов по итогу года итд.
Здравствуйте, по ссылке весь материал спецпроекта https://xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/suot
ссылка на все части суот(
А в какой части именно говорилось про оценку результатов деятельности и улучшение функционирования?
Все части проекта с разбором конкретных тем, такой части не увидела. Предлагаю пройти в раздел VI. Оценка результатов деятельности (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» ).
то есть в спецпроекте суот https://xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/suot не рассматривалась оценка результатов деятельности суот и улучшение функционирования? или найти всё таки я не могу((
Здравствуйте, я не видела такой темы в спецпроекте.
Наибольшее непонимание вызывает тот факт, что разработкой системы управления охраной труда на предприятии занимается специалист по охране труда, а не руководитель.
Система управления это управленческие процедуры по каждому этапу в отношении всего предприятия, и такие вещи должен выполнять как минимум менеджер, управленец!
Начать с нуля,сложилось впечатление,что специалист по охране труда, в прямом смысле специалист, который работает за всех,а если это совместить с пожарной профилактикой-???
Здравствуйте, не совсем так, посмотрите трудовые функции специалиста в области ОТ в профстандарте. Много чего должен знать и уметь.
Добрый день!
начните плиз с конца))) оценка результатов деятельности суот и улучшение фунуционирования/
кааак осуществить если нафиг ничего никому не надо.
Марина, также, сижу с новым Положением о СУОТ и зависла с этим разделом
Марина как я Вас понимаю. Мне за 50 и 12 лет стажа СОТа. Каждый год какое то нововведение, все больше и больше обкладываемся бумагой а результаты…. результаты есть только у тех предприятий у которых или труба или станок печатающий денежку. Не знаю на каком этапе или в какое время произошло разделение безопасного производства работ на безопасное и производство работ первое досталось СОТу второе всем остальным. Мой пример гена фикция за ним хозяин, криком кричу нельзя допускать подрядчика без… вы же гену подставляете, в ответ, это батенька капитализм, он за это денежку получает, а нам нужна прибыль. Трясёшь прораба чтобы он контролировал безопасное производство работ а он хлопает рыбьими глазами потому что у него в голове только производство работ, да и что можно контролировать если у подрядчика ОТ отсутствует но есть дешевая рабсила. Некоторые скажут пеши предписания, докладные и сиди ровно, можно только проблема не будет решатся от слова совсем, другие скажут меняй организацию, менял везде почти одно и тоже.
поэтому я повторяю крик Марины
«кааак осуществить если нафиг ничего никому не надо.» кроме СОТа
«Некоторые скажут пиши предписания, докладные и сиди ровно, можно только проблема не будет решатся от слова совсем, другие скажут меняй организацию, менял везде почти одно и тоже»
те кто говорит не сталкивались с тем что сота просто просят уволиться за то что палки в колеса вставляет со своим Трудовым кодексом
очень жду новых материалов, спасибо вам за такой полезный и грандиозный проект
Вот как раз Политика и Цели для меня и непонятны. Что это и главное — зачем? Кто в эти вещи будет вникать кроме пишущего СОТа?
Никто)) сам написал..сам все и тянешь))
Материал с ответами на эти вопросы выйдет в понедельник 13 марта
Меня крайне интересуют вопросы:
1. Содержание подавляющего большинства СУОТ, которые я видела — это на 90% цитирование статей законодательства, что влечет за сотой сразу 3 проблемы:
— раздувание объема, который по объективным причинам никто потом не читает, и в основном очевидными вещами – классика, это необходимость соблюдения сотрудниками ПВТР (как будто сотрудник без этого бесконечного цитирования в ДИ, СУОТ, ИОТ, … не должен ПВТР соблюдать,
— любое изменение законодательства делает такую СУОТ предметом в лучшем случае предписание, в худшем – штраф,
— большинство из законов написаны таким языком, что это бесконечное чтение = бесконечная пытка.
Может ли СУОТ представлять из себя просто ссылки на законодательство + реальный алгоритм процессов в максимально сжатой форме (те же матрицы RACI, …)?
2. замены ответственного за инструктирование сотрудников по ОТ. Например, есть руководитель подразделения. Он является ответственным за инструктажи. Могу ли я сразу прописать, что в случае его отсутствия, инструктаж проводит и ответственность несет вышестоящий руководитель (руководитель направления)? Или нужно каждый раз издавать приказы?
В общем – моя боль, это раздутый документооборот и раздутый объем документов без смысловой нагрузки, как будто у нас сотрудникам заняться нечем. Я начинала свою рабочую деятельность на заводе в Японии в 2004 году, и также проходила все инструктажи, но это было в разы мене мучительно, хотя на японском языке. Я бы хотела доносить до сотрудников смыслы, а не грузить их.
Большое непонимание- как заставить это все работать))))
А так: сколько должно быть процедур, как их оформить так, чтобы они дошли до каждого работника
В соответствии с перечнем опасностей Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденному приказом от 29 октября 2021 г. N 776н, нужно менять карты рисков составленных ранее, или они не нужны теперь?
Я к своей прежней СУОТ добавил перечень опасностей из Примерного положения, но получилось не совсем хорошо.
Хотелось бы посмотреть, как правильно составить этот документ.
СУОТ для организаций с численностью 10 человек, которые не являются микропредприятиями в силу своей формы собственности ( некоммерческие организации)
Супер!
Хорошее, доброе начало, девчата! А самое главное-нужное!
Обучение именно мед персонал и стажировка по работам повышенной опасности. Не могу определиться с перечнем.
У нас (ЦРБ) раньше для определения работ и профессий пользовались Письмом Минздрава РФ от 19.10.2000 N 2510/11377-32 «О Примерном отраслевом перечне работ повышенной опасности». А теперь надо Приложением N 2
к Примерному положению о системе управления охраной труда, утвержденному приказом от 29 октября 2021 г. N 776н ? Вот тоже непонятно.
А почему нельзя сейчас письмом Минздрава пользоваться? Я именно из него сделала перечень
Спасибо за информацию. Тоже воспользуюсь.
Обучение по программе В и стажировка по работам повышенной опасности
Раздел “Аварийные ситуации” для “офисных” организаций. Раздел с незамудренным порядком контроля и оценки результативности функционирования СУОТ для “офисных” организаций.