Вопрос от посетителя
Добрый день. Подскажите пожалуйста, как организовать выдачу спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты при отклонении от Типовых норм?
Ответ для посетителя
И вам добрый день!
В соответствии с «Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России № 290н от 01.06.2009 г., работодатель имеет право устанавливать дополнительные нормы бесплатной выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты своим работникам.
Дополнительные нормы улучшают по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, в т.ч. особых температурных условий, и устанавливаются с учетом финансово-экономического положения организации и мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Дополнительные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (с января 2014 года – на основании специальной оценки условий труда) и должны* быть включены в коллективный или трудовой договор или дополнительное соглашение.
Кроме того, работодатель имеет право заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами, на аналогичный, обеспечивающий такую же защиту от опасных и (или) вредных производственных факторов, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа. Такая замена тоже должна быть прописана в локальных нормативных актах работодателя.
* — Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (ред. от 20.02.2014) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2009 N 14742)
9. Работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При заключении трудового договора работодатель должен ознакомить работников с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ.
На этом всё. Спасибо за внимание.
Межотраслевые правила обеспечения работников СИЗ написаны коряво и безграмотно. Отсюда многочисленные вопросы. И последующие редакции так и не исправили положение, а внесли ещё большую путаницу. И даже в цитируемом п.9 допущены ошибки. Работодатель должен знакомить не работников, а того работника, с которым он заключает трудовой договор «с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ». При этом он обязан знакомить почему-то только с типовыми нормами, а не со всеми, включая дополнительные.
Отсутствуют четкие критерии требований, введенные в 2014 году, к дополнительным нормам, устанавливаемым работодателям. Относятся ли они только к тем СИЗ, которые являются дополнительными к указанным в типовых нормах, или относятся ко всем СИЗ, улучшающих защиту от ВОПФ путем частичной или полной замены на другой вид или тип СИЗ, изменения сроков и т.п. Неразбериха и в основаниях изменений к обеспечению СИЗ и их регламентации. В одном случае нужны результаты СОУТ, в другом — достаточно согласование с профсоюзом, или оформление в НПА в виде «дополнительных норм» и коллективного, трудовых договоров, дополнительного соглашения и пр.
А если нет профсоюза и иного уполномоченного работниками представительного органа, как быть с заменой? Как оформить замену халата на костюм?
Как вы «подвели» — ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ, удобно но для налоговой не убедительно!
Разместите вопрос в нашей группе Вконтакте https://vk.com/ohrana_truda_vk. Там же по хештегу #СИЗ@ohrana_truda_vk отберется материал среди которого есть решение Вашей проблемы
Светлана, а где ВК есть перечень этих хештегов?
У нас был утвержденный директором перечень замены СИЗ, согласованный с председателем профкома. Очень удобно.